Действующий механизм реализации мероприятий в сфере цифрового развития выстраивают следующие нормативные правовые акты:

Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (Закон о госзакупках);

Указ Президента Республики Беларусь от 7 апреля 2022 г. № 136 «Об органе государственного управления в сфере цифрового развития и вопросах информатизации» (Указ № 136); 

Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2023 г. № 381 «О цифровом развитии» (Указ № 381);

Указ Президента Республики Беларусь от 25 июля 2016 г. № 289 «О порядке формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности реализации государственных программ» (Указ № 289);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2022 г. № 757 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 7 апреля 2022 г. № 136» (постановление №757);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2023 г. № 280 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 7 апреля 2022 г. № 136» (постановление № 280);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (постановление № 395);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2009 г. № 673 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» (постановление № 673); 

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2024 г. № 184 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2023 г. № 381» (постановление № 184); 

Постановление Минсвязи от 29 апреля 2023 г. № 9 «Об уровне цифрового развития отраслей экономики и административно-территориальных единиц»;

Постановлении Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 6 октября 2022 г. № 15 «О форме технического паспорта мероприятия в сфере цифрового развития» (постановление Минсвязи № 15); 

Постановление Минсвязи от 6 октября 2022 г. № 17 «О порядке создания, развития и взаимодействия государственных цифровых платформ и государственных информационных систем» (постановление Минсвязи № 17); 

Постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 6 октября 2022 г. № 18 «О перечне мероприятий в сфере цифрового развития»; 

Постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 6 октября 2022 г. № 19 «Об условиях включения мероприятий в сфере цифрового развития в государственные и иные программы» (постановление Минсвязи № 19);  
 

На рисунке ниже представлены основные этапы реализации мероприятий в сфере цифрового развития.


 

**Инициирование мероприятий в сфере цифрового развития**

Государственные органы и организации могут инициировать мероприятия в сфере цифрового развития только после их включения в государственные, отраслевые, межотраслевые программы или региональные комплексы мероприятий. Инициаторы разрабатывают технический паспорт мероприятия (форма утверждена постановлением Минсвязи № 15) и направляют его в Минсвязи в письменной или электронной форме. Техпаспорт могут подготовить «офисы цифровизации» или Центр цифрового развития на договорной основе.

 

**Рассмотрение техпаспорта и принятие решения о целесообразности реализации мероприятия (не более 30 календарных дней)** 

Минсвязи и РУП «ЦЦР» проверяют техпаспорт на соответствие перечню мероприятий, технической политике, задачам социально-экономического развития и показателям цифровизации. Совет по проектам в сфере цифрового развития принимает решение о целесообразности мероприятия. При несоответствии техпаспорт возвращается с указанием причин.

 

**Экспертиза технического паспорта (не более 30 календарных дней)** 

После одобрения Советом техпаспорт направляется в ЦПИ для экспертизы, обязательной для проектов, финансируемых из бюджета. Экспертиза оценивает техническую и технологическую соответствие, достаточность сроков, финансирования и ресурсов, а также меры по внедрению. При необходимости доработки техпаспорт возвращается, а после доработки — повторно рассматривается Советом.

 

**Включение мероприятия в государственные и иные программы** 

Мероприятия включаются в государственные программы (Указ № 289) или иные программы при условии их направленности на решение общенациональных, отраслевых или региональных задач. Программы, не финансируемые из бюджета, согласовываются с Минсвязи.

 

**Проведение процедуры государственной закупки по выбору исполнителя мероприятия** 

Заказчики готовят документы для госзакупок на основе утверждённых техпаспортов. Исполнителями могут быть «офисы цифровизации» или организации, выбранные на конкурсе. Требования к участникам: выполнение 50% работ собственными силами, опыт и деловая репутация. Договоры включают условия о правах на интеллектуальную собственность и передаче исходного кода.

 

**Реализация мероприятий в сфере цифрового развития** 

Создание и взаимодействие государственных цифровых платформ и информационных систем осуществляется постановлением Минсвязи регулирования № 17. Изменения в договорах госзакупок или техпаспорта изнашиваются согласно Указу № 136 и постановлению № 395. Изменённый техпаспорт подлежит экспертизе, договор тоже — техпаспорт лишь актуализируется. Платформы и системы регистрируются в течение 3 месяцев после входа в подключение через единый портал электронных услуг (постановление Совмина № 673). Услуги предоставляются только после регистрации.

Мероприятия, финансируемые МИФ, проводят конкурсный отбор в облисполкомах по методическим рекомендациям Минсвязи. Техпаспорта направляются в Минсвязи для рассмотрения Советом по проектам в сфере регионального развития.

 

Пошаговый алгоритм принятия решения о финансировании и реализации указанных мероприятий выглядит следующим образом.

  1.  Публикация информации о конкурсе на финансирование мероприятий в сфере цифрового развития из местных инновационных фондов (МИФ) с указанием порядка и сроков.
  2. Передача технических паспортов отобранных мероприятий в Минсвязи для рассмотрения Советом по проектам в сфере цифрового развития. Заказчиками в паспортах указываются облисполкомы или Мингорисполком как распорядители МИФ.
  3. Рассмотрение Советом целесообразности мероприятий.
  4. Направление техпаспортов в Центр перспективных исследований (ЦПИ) для экспертизы.
  5. Доработка техпаспортов при необходимости по рекомендациям экспертов.
  6. Включение мероприятий в региональные комплексы мероприятий согласно законодательству.
  7. Выделение средств МИФ по Указу № 357, в том числе организациям, указанным в пункте 17 Указа № 136.